На главную
Главная
Рейтинги магазинов
Рейтинги брендов
Юридическая консультация
Самозащита потребителя
Это интересно
Обзор товаров
Обратная связь
Это интересно

12:45

Примеры и проблемы потребностей покупателей в безопасности

12:27

Шутка для потребителя

12:23

Лояльность клиента: как ее добиться

все статьи

Самозащита

02:54

Будьте добры пожаловаться!

02:48

Судебная самооборона. Исковое заявление

02:47

Как спастись от хитрого продавца

все статьи



Из истории возникновения потребительского права

Потребительское право – это комплексная отрасль права, Оно состоит из норм гражданского, административного, уголовного права, и регулирует отношения по удовлетворению культурных, материальных и иных потребностей граждан.В начале тридцатых годов в Америке, Англии, а позднее и в других странах, с целью защиты потребительского права стали создаваться покупательские лиги (прообраз нынешнего общества защиты потребителей).


Основная цель этих организаций была формирование потребительской культуры, оказание воздействий на изготовителей и на продавцов товаров. Для этого правлением лиги составлялись так называемые «белые списки» предпринимателей, соблюдающих определенные принципы взаимоотношений с потребителями. Это стало определенным стимулом для других торговцев, стремящихся попасть в эти «списки благонадежности». Однако одного общественного давления для борьбы с недобросовестными продавцами и изготовителями было явно недостаточно.

Официальное признание необходимости создания систем государственного регулирования взаимоотношений продавца и потребителя прозвучало 15 марта 1961 г. в выступлении Президента США Дж. Кеннеди в Конгрессе США. В своем выступлении президент впервые сформулировал четыре главных права потребителя:

1. Право потребителя на безопасность. Это значит, что товары, работа, услуги, при обычных условиях их использования, хранения и транспортировки, должны быть безопасны для жизни и здоровья потребителя, для окружающей среды, и не причинять вреда потребительскому имуществу.

2. Право потребителя на информацию. Один из главных критериев потребительского выбора - информация. Только на основе полной и достоверной информации человек может приобрести товар, обладающий требуемым ему свойством. Право на информацию связано с правом на потребительское образование и правом на выбор, поскольку информация является критерием правильного выбора.

3. Право быть услышанным. Оно означает, что у каждого человека есть право на свободу убеждений и на их свободное выражение. Это право включает в себя свободы беспрепятственно придерживаться своих убеждений и поиска, получения и распространении информации и идеи любыми средствами, вне зависимости от государственных границ (Всеобщая декларация прав человека, ст. 19). Это же право гарантирует и Конституция РФ («каждому гарантируется свобода мысли и слова». ст. 29). Никто не может принуждаться к выражению собственных мнений и убеждений, или к отказу от них. Каждый имеет право искать, передавать, получать, производить и заниматься распространением информации любыми законными способами.

4. Право человека на здоровую окружающую среду. Это право закрепляет Конституция РФ в ст. 42 – «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

С тех пор Всемирный день защиты потребителей отмечается 15-го марта.

Начиная с семидесятых годов прошлого века многие западные страны утвердили законы об охране прав потребителей (например, в 1975 году закон США. «О гарантиях при продаже товаров широкого потребления», французский закон 1983г. «О безопасности потребителей» и др.). Монополизация торговли и производства заставила правительства разных стран прибегнуть к мерам государственного регулирования охраны потребительских прав и принятию законодательства, цель которого в прямом вторжении в договорные отношения сторон с целью защиты одной из них – потребителя.

В Российской Федерации потребительское право как самостоятельная отрасль права появилось в начале 90-х годов.

До этого отношения, направленные на удовлетворение культурных и материальных потребностей граждан, регулировались в основе своей нормами гражданского законодательства (например, ст. 246 ГК РСФСР 1964 г. «права покупателей в случае продажи им вещей ненадлежащего качества», ст. 364 ГК РСФСР «право заказчика в случае нарушения договора подрядчиком»). Этими актами были установлены права, обязанности и меры ответственности субъектов договорных отношений с участием граждан. Однако, гражданское «классическое» законодательство не было рассчитано именно на регулирование защиты потребителей.

Первая серьезная попытка решения вопросов правового регулирования, касающаяся охраны прав потребителей, явилась в идее разработки проекта Закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей». Началу реализации прав потребителя было положило принятие Закона СССР «О защите прав потребителей», который так и не вступил в силу по причине распада СССР, однако остался моделью для новых законодательных актов стран-участников СНГ в данной области.


Конкурс!

Конкурс лучших рассказов
"Моя история"

пришли свой рассказ и выиграй поездку в Европу!

Магазины

01:59

«Елисеевский» интеллигент

01:57

«Белый ветер» в Москве

01:55

«Плати и неси». Cash&Carry

01:54

Купить в ИОНе

01:52

Старый «Детский мир»

все магазины

Бренды

01:26

Этот «Вимм-Билль-Данн»

01:24

«Красный Октябрь», сладкая история.

01:23

«Русское море»

01:22

Колбаса с «Дымовым»

01:20

«GRISHKO» для всех

все бренды

Законы, кодексы

Закон "О защите прав потребителей"

ФЗ "Об общественных объединениях"

ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ"

ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"

Закон РФ "Об образовании"

ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"

Гражданский кодекс РФ (Часть 1)

Гражданский кодекс РФ (Часть 2)

Гражданский кодекс РФ (Часть 3)

Гражданский кодекс РФ (Часть 4)